?

Log in

 
 
28 May 2009 @ 01:07 pm
Шерше ля фам...  

Дорогие друзья!

В субботу, 30 мая, в 19.00 в киноклубе продолжение трилогии по сценарию Кшиштофа Кеслевского «Рай. Чистилище. Ад.» драма Даниса Тановича «АД».

"Ад" /Enfer, L'/ (2005)  - фильм "оскаровского" лауреата из Боснии, автора "Ничьей земли" /No Man's Land/. Та картина тоже была об аде - аде войны. Эта — об аде наших душ.

"Ад" — вторая часть трилогии, задуманной Кшиштофом Кеслевским. Польский гений мыслил огромными полотнами, смысл которых уходил в корни христианских культур, в евангелические мифы, примеряя их к повседневности: "Декалог" — это импровизация на темы десяти заповедей, "Ад", "Рай" и "Чистилище" неизбежно ассоциируются с Данте. Хотя эта "Божественная комедия" сюжетно замкнута в кругу повседневных отношений современных людей, и перед нами вполне обыденные пытки неутоленных желаний и одиночества в толпе.

 Из трех частей теперь экранизированы две. Первую, "Рай" /Heaven/, в 2002 году представил на Берлинском фестивале немец Том Тыквер

"Чистилище", о фронтовом фоторепортере, еще ждет своей очереди. Впрочем, Танович поначалу хотел снимать именно его — тема войны тогда еще ворочалась в нем и не отпускала. Но шли годы, режиссер переехал в Париж, обзавелся семьей, и при повторном прочтении сценариев решил снимать "Ад".

Неофит в кругу западных ценностей, он особенно остро ощущал несовершенства потребительского общества, тосковал по античным масштабам судеб, фигур и страстей, и эти полюса тоже есть в фильме, они  дают ему дополнительное измерение — бремя страстей человеческих герои проносят, словно сквозь пласты самой истории.

Босниец, пришедший из разодранной в клочья страны, выйдя из войны в мир, убежден, что дамоклов меч угроз и страдания сближают людей, а благополучие их разъединяет. Ушибленный и войной и миром, он теперь в растерянности, полностью отождествляет идею потерянной духовности с отринутым обществом Богом и потому совершенно готов развить христианские притчи Кеслевского.

Впрочем, Данис Танович добавляет поэтику. Он не только пользуется фирменным образным строем Кеслевского, иногда даже на уровне цитат, и не только предъявляет на экране прямые метафоры наподобие калейдоскопа  жизни. Его оператор Лоран Делин добивается стильной картинки, в которой изумительно сочетаются почти космические, природные масштабы с чисто бытовым движением, с экзистенциальной коллизией.

 

В сценарии и фильме главное внимание отдано женщинам, которые, как мотыльки на огонь, летят на жар страстей, и страсти эти, естественно, связаны с мужчинами.

Этих женщин сыграли главные дивы французского кино Эмманюэль Беар, Карин Виар, Мари Жиллен и особенно неожиданная Кароль Буке в роли полубезумной парализованной матери.

 

Приходите посмотреть и обсудить драму «АД» Даниса Тановича в субботу, 30 мая, в 19.00. Тел. для справок 51-29-17.

 

P.S. Народ! Взбодрись! Вот уже который раз, после почти никакого посещения, дирекция киноклуба дает нам «последний шанс». Может, стоит им воспользоваться?

 

До встречи в кино!